15 августа 2013
Просмотров: 837, комментариев: 0

Якорь – знак пристани

На публикацию об истории памятника на берегу Камы в п. Гайны (в газете за 20 марта) откликнулся пенсионер А.А. Ошвинцев, ветеран труда ВКСК. Он дополнил информацию О.В. Эйрих – научного сотрудника музея.

– Якорь, который расположен на монументе со стороны улицы, использовался при сплаве леса в плотах, для остановки плота (аварийной или в конечном пункте). Он изготовлен в начале 20-х годов в Перми, на мотовилихинских заводах. Двурогий, весом более двух  тонн, с большими лопастями и держащей силой пятнадцать тонн. Но, т.к. он огромен по размеру и весу (трудно вручную грузить его на понтон и выгружать на плот), да и одна лопасть имеет трещину, где наложена пластина на заклёпах, – его забраковали и оставили на бичевой (так называется береговая полоса вдоль судоходной реки) между д. Пятигоры и пристанью. Там он лежал до марта 1968 г.

Весной 1968 года (я тогда работал начальником Пятигорского сплавучастка) появилась необходимость перекрыть курью Нижняя Старица, чтобы защитить её от речного мусора и древесины, потерянной в пути. Поскольку  левый берег затопляем, нужно было строить свайно-подкосную опору. Но для забивки свай нужен был копёр, а у нас его не было. Тогда мастер сплава  Пятигорского сплавучастка Гагарин Павел Фёдорович (фронтовик) предложил в качестве опоры использовать тот якорь, оставленный на бичевой. Его и привёз Гагарин Лев Дмитриевич (тракторист) под руководством  Павла Фёдоровича в Касимовку, а затем в Нижнюю Старицу, где он прекрасно выдерживал нагрузку, служил опорой последующие одиннадцать лет.

В 1979 году, когда я жил и работал в п. Харино инженером по такелажу, ко мне приехали второй секретарь РК КПСС Куделко И.П. и директор Гайнского музея Верещагин А.И.. Они попросили меня найти старинный исторический якорь для строящегося памятника в честь 400-летия п. Гайны. Я вспомнил о том якоре и организовал его доставку с Нижней Старицы к постаменту в Гайнах, с остановкой в Харино, где к нему прицепили шейму – стальную цепь.

В 1980 году также Куделко И.П. и Верещагин А.И. попросили найти второй якорь для установки к постаменту с речной стороны. Я вновь помог: изыскал якорь и доставил  к постаменту в Гайнах. Этот якорь лежал на берегу реки близ п. Усть-Весляна. Его размеры и вес (1200 кг) намного меньше, чем у первого якоря, однако он тоже изготовлен на мотовилихинских заводах, где-то в 1939 – 1940 годах.

Вот такова биография этих якорей.

Ещё хочу высказать своё мнение о том, почему на монумент потребовались якоря: видимо, потому, что на лоцманской карте якорь – знак пристани.

А. ОШВИНЦЕВ,

ветеран труда.

п. Гайны. 

Комментарии

Есть интересная новость?

Присылайте на эл. адрес

Gainy_nv@mail.ru

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       
Архив номеров в PDF

Реклама

Каталог организаций