03 сентября 2013
Просмотров: 1706, комментариев: 0

«На земле Перы» живёшь – её историю должен знать

 (Начало в №66 за 30 августа)

«Изюминка» фестиваля, прошедшего 24 августа в Гайнах – краеведческая конференция «Легенды, обряды и традиции коми-пермяков».

Не все же хотят только веселиться да что-то покупать. Надо  и головой поработать, поразмыслить, заглянуть во времена Перы-богатыря.

Вы хотя бы знаете, когда он жил? Судя по легендам, во времена царя Ивана, а которого – Ивана III   или Ивана IV  Грозного?  Об этом рассуждала в своём выступлении «Пера – персонаж вымышленный или реальный?» Л.В. Казакова. А ещё она задалась такими вопросами, как: «Был ли Пера крещён на Пернаяге?», «На самом ли деле Гайны древнее 1579 года?» Слушали Людмилу Викторовну с большим интересом!

А вот  рассудить, права ли она в своих предположениях, мог бы Г.И. Мальцев, кандидат исторических наук, имя которого и тема «Особенности традиционной обрядности коми-пермяков» тоже были в Программе конференции. Но из-за переноса даты фестиваля он не смог приехать. Приведу здесь хотя бы цитату из его рецензии на сборник легенд о Пере, который готовит к выпуску наш краеведческий музей: «Легенды отражают разные исторические эпохи жизни коми-пермяцкого народа. Они раскрывают сущность основных занятий этноса; непростой языческий период жизни народа, связанный с взаимоотношениями с окружающими добрыми и злыми духами, а также  борьбу за освобождение Руси от монголо-татарского ига и помощь в ней пермяцкого населения во главе с Перой; долгую и непростую борьбу пермяцкого народа за освобождение от крепостнического гнёта; повседневный быт, традиции и обряды».

«Герои легенд коми-пермяцкого народа» – стали темой выступления А.Н. Тиуновой, учителя Сергеевской СОШ. Она изучила, какие легенды  из поколения в поколение передаются о таинственном народе – чуди.

«Предания старины глубокой» – так назвал своё выступление М.Е. Мартынов, зам. главы Чазёвского сельпоселения Косинского района.

Увлечённо рассказывала о путешествии со своими учениками нынче летом в заброшенную деревню Тимшер учитель  Касимовской школы С.И. Жижилева. Они узнали  «Легенды и были о Тимшерской сторонке».

Как  создавался и реализуется «Проект  музея «Возвращение Перы-богатыря – героя легенд», рассказала  на конференции О.В. Эйрих – научный сотрудник районного краеведческого музея. Она напомнила, что в 2010 году   разработанный нашими музейщиками проект «Возвращение Перы-богатыря» победил в окружном конкурсе, были получены деньги, и благодаря этому  возле здания музея возник парк деревянной скульптуры – героев коми-пермяцких сказок вырезал из дерева  и установил Д.И. Дружинин, уроженец п.Кебраты. В 2011 году музей участвовал в Международном фестивале в Москве, снова заработал деньги, за счёт которых с 2012 года началась подготовка  к печати сборника  легенд и сказаний о Пере.  В 2013 году, участвуя в краевом конкурсе с проектом «Пера-богатырь и его потомки», директор музея Е.Г. Степанова стала победителем, что  принесло музею средства на построение  современной интерактивной экспозиции. В ней будет отражена история, культура, быт коми-пермяков и один из разделов посвящён Пере-богатырю.  Ольга Валентиновна напомнила также, с чего всё начиналось: в 2009 году по инициативе библиотекаря Л.В. Казаковой через районную газету был проведён конкурс «7 чудес Гайнского района». Одним из чудес жители района назвали Пернаяг – место принятия христианства коми-пермяками. По инициативе руководителя КМЦ Н.И. Костюкевич  Пернаяг  стал центром фестиваля «На земле Перы» (ею также был написан проект и получены средства в 2012 году).

Своё слово о Пере мог бы сказать Ю.А. Савельев, он и сайт свой создал под названием «Пера маа» (www.pera-maa.narod.ru), и в Мэдгорте, на родине богатыря много раз бывал… Вот и в тот день, 24 августа, он был не на конференции, а там – возил туда своих друзей, таких же любознательных и увлечённых историей, показывал могилу великана-силача. Предлагает как-то, хотя бы скромной табличкой, обозначить это памятное место. А имя Перы сделать брендом фестиваля, района. Напомню, что  это Юрий Анатольевич  с Е.А. Клещиным (тогда – директором окружной телерадиокомпании) впервые установили памятный Крест на Пернаяге в 1996 году. А может, правильнее сказать, это они восстановили Крест, ведь, говорят, такой стоял здесь издревле, ещё со времён крещения  коми-пермяков. К нему на Пернаяг до 1917 года, до революции, шли 9 мая, в день поминовения Стефана Великопермского,  Крестные ходы. Недавно, этим летом,  Крест обновлён, говорят, что, взяв благословение у священника, его поставил прихожанин храма С. Меламедов.

Два часа на Пернаяге – полезно для души

Два часа Программой  фестиваля отводилось мероприятиям на Пернаяге – святом месте на высоком берегу Камы в 18 км от райцентра.

Здесь гайнский священник Илья  провёл в этот день молебен над святым источником, бьющим из-под земли, наверное, ещё  со времён крещения  коми-пермяков. Он окроплял собравшихся святой водицей, а кто пожелал – мог набрать её, чтобы увезти с собой. Молебен – тоже новшество фестиваля. Символично, что оно появилось в год 1025-летия крещения Руси. И, возможно, станет традицией.

На тропу, ведущую к памятному Кресту, можно было ступить, только пройдя через «ворота», т.е. под нарядной дугой, которую держали в руках женщины из п.Сергеевский – ансамбль «Росинка».

Они пели под баян худ. руководителя КМЦ В.Г. Новикова. По их требованию гостям приходилось весело плясать или петь – только так принимали на праздник, который здесь, на Пернаяге, продолжался.

Х. Ошвинцева рассказала об истории Пернаяга, А. Онькова провела игру «Пера маа»    «Земля Перы» (автором идеи этой игры является Л.В. Казакова).

Приехавшие шли по тропе, отвечая на написанные на плакатиках  вопросы. Надо было проявить знание истории родного края, традиций, поверий коренного населения. Неверно выбранный вариант мог увести в дремучий лес. Однако гости шли гурьбой и коллективно отвечали в основном правильно. А  вопросы были интересные, но сложные, например: «В хозяйственном календаре день Фрола и Лавра (31 августа) считали днём, после которого нельзя было сеять озимую рожь. У пермяков появилась поговорка: «Кто сеет рожь на Фролов день, у того родятся фролики».  Что или кого называли фроликами? Варианты ответов: 1) сорняки; 2)недоброжелателей; 3)детей.  Вопрос  составлен по книге «Круглый год праздников, обрядов и  обычачаев коми-пермяков» известного коми-пермяцкого писателя и собирателя фольклора В.В. Климова и учёного Пермского госуниверситета Г.Н. Чагина. Правильный ответ под номером один.

Много было желающих прокатиться по Каме на катере ООО «ВерхнекамьеЛес» (катерист А.М. Бубнов), увидеть красоту здешних берегов с реки.

Всем достались чай из трав (готовили Е. Атькова и Н. Тиунова) и уха из камской рыбы, которую на костре варили Т. Абдуллаев и В. Казаков. Её ели и за столом, и сидя на поляне тесной компанией – кто как желал.

Кто-то стоял на берегу и любовался камским простором, кто-то гулял по лесу, собирая травы, ягоды...

Тепло и душевно погулял народ на Пернаяге. Бесплатно было всё, кроме проезда.

Многих родная история не волнует

После возвращения с Пернаяга можно было ещё и сходить  на концерт современной фолк-группы из г. Перми  (тоже для зрителей – бесплатно).

А в целом хотелось бы, чтобы как можно больше было на фестивале жителей и райцентра, и всего района. А то обидно организаторам: пишут проекты, побеждают с ними в конкурсах, получают  из краевого бюджета деньги на исполнение  этих проектов – а люди не идут.  «У меня дома знаешь сколько работы!» – сказал мне один знакомый в ответ на мой вопрос, был ли он на фестивале.

А может, всё же можно было один выходной посвятить районному мероприятию? Показать, как мы свой район, его историю любим, ценим, хотим познавать?

Г. ЛУНЕГОВА.

Фото автора.

Чудо на святом месте

Бог  в помощь

Вот какую историю, случившуюся в этот день на Пернаяге, рассказала мне моя знакомая, Анна Сергеевна: «Потеряла я в этот день здесь серёжку. Пошла искать. Везде смотрела, где могла уронить – нет нигде. Вспомнила, что незадолго до того, как я обнаружила, что потеряла серёжку, на меня при встрече очень внимательно глянула Наталья Николаевна (прихожанка гайнского храма). Подошла я к ней и спросила – не помнит ли она, была ли серёжка на мне, когда мы встречались. Наталья Николаевна сказала, что не заметила, посочувствовала мне и, чтобы мне помочь,  стала читать молитву «Верую». Прочитала, сказала: «Обязательно найдёшь». И только она отошла, как я действительно нашла пропажу, причём в совсем другом месте – где, вроде бы, и не проходила…»

Справка

Святой источник

Откуда благодать?

Возникают святые источники по-разному. Источник может появиться после молитвы того или иного святого.

Как вести себя у святого источника

Придя на святой источник, постарайтесь не мешать тем, кто молится там, набирает воду или совершает омовение. Подойдите к источнику, омойте лицо, сделайте несколько глотков святой воды, перекреститесь, мысленно поблагодарите Господа за эту благодать.

Не торопитесь. Главное – уважительное и благоговейное отношение к святому источнику. Насколько уважительно вы отнесётесь к святому источнику и другим его посетителям, настолько вы и сможете претендовать на исполнение ваших просьб и молитв.

Как часто ходить к источнику

При тяжёлых недугах в старину советовали омыться в «семи водах»: найти и совершить омовение в семи различных святых источниках. Заметное улучшение наступает уже после четвёртого омовения.

(По материалам Интернета).

Комментарии

Есть интересная новость?

Присылайте на эл. адрес

Gainy_nv@mail.ru

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Архив номеров в PDF

Реклама

Каталог организаций