30 мая 2012
Просмотров: 808, комментариев: 0

С небесных высот – в полымя

Накануне пожароопасного сезона в Гайнах прошли тренировки парашютистов-пожарных.

Обычному человеку нелегко ощутить всю тяжесть рискованной работы. Со стороны тренировочный процесс представляется романтическим приключением. Небо, самолёт, красочные купола парашютов... Но на деле всё далеко не так. Например, костюм парашютиста-пожарного, в котором с лёгкостью ходят профессионалы, на самом деле не так лёгок. Весит это обмундирование около 20 килограммов. Сначала ты несёшь его на плечах, потом оно тебя подвешивает в воздухе. И выдержать снаряжение парашютиста-пожарного в течение длительного времени способен далеко не каждый.

Отработать технику выполнения прыжков с парашютом – вот основная задача учебных тренировок. Укладка парашюта, проверка экипировки, посадка в самолёт, снова проверка, прыжок – и так несколько раз. В заключение – разбор каждого выхода в небо. Всё до малейших деталей должно быть просчитано, проверено. Даже в учебном процессе от этого зависит, ни много ни мало, жизнь парашютиста-пожарного. 

Кое-какие подробности о тяготах парашютистской «жизни» и состоянии Гайнского авиаотделения сегодня рассказал парашютист-пожарный Сергей Борисович Мурашов.

- Сергей, когда начались тренировки?

- Самолёт в Гайны прилетел 26 апреля, со следующего дня начались прыжки. Готовятся 20 парашютистов-пожарных. Это основная сила в борьбе с огнём. Плюс 9 человек десантников. То есть тех, кто для тушения пожара десантируется с вертолёта на специальном спусковом устройстве. Каждый парашютист должен сделать 12 тренировочных прыжков, десантник – 8 спусков с вертолёта.

Перед тем, как быть допущенными к прыжкам, будущие парашютисты (десантники) проходят специальную (техническую), психологическую, медицинскую и физическую подготовку. В процессе обучения изучаются: теория и техника прыжка с парашютом, его конструкция, устройство страхующих приборов, их назначение, меры безопасности при выполнении прыжков, действия парашютистов (десантников) в особых случаях. Учат укладывать парашют. Проверяют на психическую и физическую выносливость.

Обучают навыкам тушения лесных пожаров.

- Не так-то легко попасть в ряды парашютистов… Какие препятствия при устройстве на работу нужно преодолеть?

- Во-первых, обязательна служба в армии. Не должно быть судимости и приводов в полицию. Конечно, желательна положительная характеристика с последнего места работы. Во-вторых, перед началом тренировок нужно пройти медосмотр, здесь быстро отсеиваются молодые люди, решившие «закосить» от армии. Следующий немаловажный момент – для прыжка нужно весить не менее 50 кг. Конечно, из любых правил бывают исключения, но всё-таки при весе 50 кг и более – есть шанс приземлиться в заданном месте. Да, больше 100 кг весить также нежелательно, чтобы всё-таки успеть полюбоваться красотами природы с высоты птичьего полёта.

- С чего начинается день парашютиста, десантника?

- С хорошего настроения и благоприятной погоды (облачность не ниже 1000 метров, ветер не более 10 метров в секунду, без тумана и дождя). Каждый из 20 экзаменующихся с утра проходит медицинскую комиссию, получает допуск к продолжению тренировок.

- А потом…

- Перед вылетом инструктор осматривает каждого десантника. Всё ли надето, не забыто ли чего. После этого Ан-2 поднимается в небо. «Перворазники» первые три прыжка совершают по одному. С помощью радиосвязи инструктор с земли командует, куда надо двигаться и что делать. Самолёт в это время делает круг, не сбрасывая следующего, пока первый не приземлится. Далее прыгают уже в группе по 2-3 человека. В целях безопасности в воздухе пожарные должны держать дистанцию в 25 метров друг от друга. Площадка для приземлений представляет собой поле, на котором оборудуется круг диаметром 10-35 метров, в центре которого выкладывается из полотнищ «крест», а в районе линии круга устанавливается «ветроуказатель» – «колдун», проще сказать. Парашютисты, выпрыгнув из летящего «кукурузника», должны на приземлиться на «крест», чтобы выполнить норматив. Не у всех это получается с первого раза, неопытность и порывы ветра уносят в сторону.

- Многие люди, смотря в небо и наблюдая за «одуванчиками», замирают. Манёвры, знакомые, например, мне по рассказам мужа-парашютиста, и тебе, уже как специалисту, они воспринимают как что-то неладное. Расскажи, пожалуйста, о них подробнее.

- При выходе тройками приходится скручиваться, чтобы не было схождения в воздухе. Регулируя клевантами (плавно натягивая одну стропу в сторону разворота и таким же плавным движением выпуская), можно развернуть купол в ту или иную сторону. Такими же движениями вполне возможно совершить разворот купола на 360 градусов. Если натянуть передние лямки, то парашют быстро вводится в режим ускоренного планирования. Такие манёвры называются «работа коробочкой».

- Какие впечатления от прыжка?

- Выход из самолёта воспринимаешь как должное. Надо! 3-5 секунд в свободном падении. А потом – 1-2 секунды чувствуешь, как «стабилка», отходя от ранца, вытягивает из него чехол с куполом. Попав в воздушный поток, парашют наполняется. В момент раскрытия парашюта тебя сильно встряхивает, ощущаешь физическую нагрузку или динамический удар в результате резкого торможения тела. Потом с удивлением оглядываешься – где это я? Ищешь тех, кто прыгнул раньше – летят! И с замиранием сердца начинаешь смотреть на приближающуюся землю. Красиво! Очень хочется продлить полёт!

Потом трудный момент – встреча с землёй. Вроде, и летишь со скоростью 4-5 м/сек., а столкновение с землёй очень даже ощутимое. Касаясь ногами земли, подгибаешь их, амортизируя силу удара и распределяя её по всему телу. Для передачи равномерной нагрузки на ступни надо держать их вместе. Поэтому же рекомендуется ноги перед прыжком бинтовать эластичным бинтом. Но и это не всё. Не всегда удаётся быстро встать на ноги, и парашют летит по земле. Надо не забывать вовремя его «гасить». А потом надо, как учили, собрать парашют и идти, идти, идти... Каким долгим кажется путь! Ведь все силы были брошены на прыжок.

- За последние два года штат полностью обновился…

- Да, это так. Прежний состав уже второй год работает в Центральной базе авиационной охраны лесов в г. Пушкино под Москвой. Сейчас работают новенькие ребята в возрасте от 20 до 40 лет.

- Главная причина, по которой опытные парашютисты ушли, была очень низкая зарплата и недостаточное оснащение. В прошлом году была проведена реорганизация головного предприятия – из ГКУ «Западно-Уральская авиабаза» в СГБУ «Пермский лесопожарный центр». Как в новых условиях живётся?

- Если честно, зарплату, конечно, не помешало бы повысить и сейчас. Пока, насколько известно, готовятся изменения по оплате производственных прыжков. На наше отделение закуплены 5 новых парашютов, 7 радиоустройств. Выдана летняя и зимняя спецодежда. Трое будут направлены на обучение на инструкторов.

- Основная же роль парашютиста-пожарного – тушить лесные пожары. В чём заключается ваша работа?

- В зависимости от класса пожарной опасности ведётся или не ведётся авиапатрулирование. Самолёт с группой парашютистов-десантников делает облёт охраняемой территории. Если пожар обнаружен лётчиком-наблюдателем, он даёт сигнал: «Приготовиться!». Сначала с помощью пристрелочных лент определяется место, куда будут сброшены парашютисты. Затем выпускающий докладывает летнабу о готовности к прыжку. За 10-15 секунд до прыжка подаётся короткий предупредительный звуковой сигнал. По команде «Пошёл» подаётся два длинных звуковых сигнала, выпускающий лёгким хлопком по плечу дублирует команду – и парашютисты покидают самолёт.

Приземляясь на пожар, группа определяется с местом лагеря. Один из группы остаётся разбивать лагерь (табор) и готовить обед («таборный» меняется каждый день). Остальные отправляемся на горящий участок. Рядом с кромкой пожара лопатами прокапываем канаву шириной 1 метр. При сильной задымлённости распределяемся при работе так, чтобы видеть друг друга. Чтобы огонь не раздувало, забрасываем его песком или землёй или тушим с помощью ранцев-огнетушителей – это заплечные резиновые баллоны с водой, которая разбрызгивается через патрубки. Как показывает практика, лопаты и песок гораздо эффективнее, чем распылители. По мере надобности с помощью бензопил расчищаем площадку для посадки вертолёта или прохождения бульдозера.

В критической ситуации, чаще всего, если это верховой пожар, расчищаем узкую, не более полуметра, полоску и зажигаем с помощью хвои и бересты встречный пал. Огонь можно тушить огнём. Пусть лучше погибнет 100 деревьев, чем миллион. А вот местные жители и пожарные не всегда этого понимают. Подобными методами редко пользуются. Но после такого действиячерез сутки-двое пожар сам ликвидируется.

Выбираемся мы на вертолёте или пешком выходим к машине, всё зависит от доступности местности.

- С 1 мая начался пожароопасный сезон. Чего ждёте от наступающего лета?

- В этом году количество пожарных будет не меньше, чем в прошлые годы. Это обнадёживает. Хотя погода непредсказуема. И прогнозы не всегда сбываются. Но в любом случае без борьбы с огнём не обойдётся. Это точно.

Летом «летающие пожарные» трудятся практически без отдыха и успевают накопить до 100 отпускных дней. Для этого, кроме тренировочных, нужно совершить 25 и более производственных прыжков. Как правило, парашютисты-пожарные с момента обнаружения тушат в первый день около 40 процентов пожаров, а в течение двух дней – около 35 процентов. Узнаем, как они справятся с огнём в этом году, защищая зелёное богатство нашего района.

Е. КОРАБЛИКОВА.

 

 

 

 

Комментарии

Есть интересная новость?

Присылайте на эл. адрес

Gainy_nv@mail.ru

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
       
Архив номеров в PDF

Реклама

Каталог организаций